Стили мебели














Редко встречается человек, которого не интересовали бы вопросы, связанные с жильем, мебелью, красивыми и практичными предметами быта. Кого-то больше интересует мебель новых, современных форм, однако и старая не утратила своей притягательной силы. Посетители обычно с нескрываемым интересом и удовольствием рассматривают образцы старинной мебели в музеях и антикварных магазинах, хотя для многих это малоизвестные, а то и совершенно неизвестные, диковинные формы, об истории, обстоятельствах происхождения которых они не имеют никакого представления.
Мебельные формы всегда были органически связанны с архитектурой определенных исторических периодов. Мебель дает нам представление о вкусах, склонностях, мыслях и требованиях ее владельца. Старинную мебель мы любим и ценим, так как она красива и является ценным документом своего времени. Изделие мебели через свою принадлежность к разным эпохам воплощает определенный стиль.
Первая мебель появилась уже в первобытную эпоху существования человека. Древние народы еще не знали столярного ремесла, зато усердно занимались резьбой по дереву, богато украшали свои дома внутри и снаружи (рис.1).
Первое столярное мастерство появилось у египтян. В Египте впервые появился стул со спинкой (рис.2), была создана первая форма ложа. Однако инструменты и техника египтян были очень примитивны, не хватало рубанка, еще не умели вытачивать, не знали токарного дела. Значительные изменения произошли позднее под влиянием Греции.
Гнуть древесину впервые научились в Индии, этот способ был вновь открыт в Европе только в начале XIX века (рис.3).
Китай, наряду с замечательным искусством бронзового литья и изготовлением фарфора, считается родиной лаковой мебели. Европейская лаковая мебель делалась по китайскому образцу. "Китайский стиль" оказал сильное влияние на английское и французское искусство. На парадной китайской мебели была представлена новая техника - интарсия (вставки немного выступают над поверхностью).
Своеобразная форма японской мебели оказала сильное влияние на мебельные формы стиля модерн, возникшего в конце прошлого века, а также на стилевые эксперименты двадцатых годов (формализм).
Греческое искусство легло в основу искусства Древнего Рима. Технология производства мебели в Греции достигла значительного развития. В основном греческая мебель была цветной. Резные и инкрустированные орнаменты были сильно раскрашены, что делало деревянные предметы еще более яркими, красивыми.
Существенной новинкой римской мебели по сравнению с греческой было использование пластичных украшений (резьба по дереву и металлическая пластика (рис.4). У римлян впервые в истории стилей встречается осознанная стилизация. К способам декоративного оформления относились резьба, позолота, фанерование, инкрустация. Часто встречались изображения зверей, орлов, львов, сфинксов…Изделия мебели часто высекались из мрамора или отливались из бронзы.
С падением Рима практически завершился классический период искусства. Византийская мебель была отделана роскошными материалами и перегружена украшениями. По сравнению с греко-римским мебельным искусством в византийской мебели ощущается значительное упрощение форм. В раннем средневековье формы византийского искусства легли в основу романского стиля, который базировался также на варварском и восточном влияниях. Формы и краски романского стиля простые и грубые. Многочисленные элементы орнаментики выражают религиозные настроения (рис.5).
Родиной готического стиля явилась Франция. Этот стиль просуществовал более 300 лет. Для украшения готической мебели помимо росписи и резьбы служили также стрельчатые своды, ниши и ажурные орнаменты; вскоре к этому добавились и изображения фигур, сначала на фронтальных поверхностях мебели, а затем и по бокам. Готический стиль создал много новых типов мебели и воскресил к жизни забытую античную мебельную технику (рис.6, 7).
В Италии XIV века зарождается Ренессанс. Предметы стали зарождаться сначала на бумаге, в виде проектов, и лишь затем по этим проектам выполнялись в материале. Ренессансную мебель характеризуют четкая форма, ясное построение и повышенное использование в оформлении архитектурных элементов (рис.8).
Искусство барокко, с его патетикой, пышностью форм, было призвано прославлять монархию и аристократию, возвеличивать церковь (рис.9). Итальянское слово "barocco", которым назван стиль, означает раковину вычурной формы. Основные элементы барочного стиля, так же, как ренессансного, восходят к античности; главное же, что отличает барокко -это повышенная динамичность форм, беспокойный ритм кривых линий (рис.10, 11, 12).
На смену пышной величавой декоративности барокко, приходит стиль регентства. Этот стиль занимает некое промежуточное положение между французскими "королевскими стилями", являясь, по существу, переходным этапом к рококо. Формы мебели становятся грациозными, композиция - более непринужденной, динамичной (рис.13). В мебельном производстве начинают использоваться экзотические породы дерева. Вершиной стиля регентства можно считать декоративное убранство обшитых деревом стен и поверхностей шкафов.
Длительная эпоха барокко завершается искусством стиля рококо (рис.14). Стилю рококо чужды прямая или правильных очертаний кривая линия и симметрия. В мебели, в декоративном убранстве интерьера используются самые дорогие материалы: экзотические породы дерева, мрамор, шелк, гобелен, бронза, золото. Еще одна новинка эпохи, тоже завезенная из Китая,- бумажные обои для оклейки стен жилых помещений. В декоративном убранстве мебели рококо резьба по дереву занимает очень скромное место. Ее замещают бронзовые накладки (рис.15).
Классицизм - последний в ряду "королевский стилей". Здесь вновь ожили традиции античного мира. Классицизм привнес собой в интерьер простые и строгие формы, утонченность деталей (рис.16). Мастера зрелого классицизма обращаются к Древней Греции и Риму. Предпочтение отдается прямым линиям, декор же сводится лишь к самому необходимому. В орнаменте преобладают античные мотивы. Наиболее часто используется красное дерево. Очень пикантное впечатление оставляют предметы, окрашенные белым лаком и кое где тронутые позолотой.
Стиль ампир - высшая точка, а одновременно и завершающий аккорд классицизма. Ампир - от французского "empire", империя. Период наивысшего расцвета стиля приходится на период правления Наполеона. Со стилем ампир искусство становится более масштабным, монументальным. Ампир, подобно "королевским стилям", служит прежде всего целям репрезентации (рис.17).
Мы перечислили только небольшое количество стилей и техник, которые использовались в производстве мебели и при украшении помещений. Помимо вышеперечисленных стилей хочется также упомянуть такие стили, как бидермейер (рис.18), неорококо (рис.19), псевдостили (эклектика, неороманский, неоренессанс…), модерн (рис.20), формализм, конструктивизм…
В настоящее время мебельная промышленность выпускает большое количество серийной мебели. Эта мебель несет отпечаток своего времени. Она более конструктивна, функциональна, более доступна по цене. Однако, стильная мебель не утратила своей притягательной силы. Она по прежнему актуальна, а ценители и приверженцы изделий из натурального дерева по прежнему предпочитают украшать ими интерьеры квартир, офисов и загородных домов.
 
©2006 ООО "АвторЪ"    Начало

Rambler's Top100